Инновационный образовательный проект
«Азбука безопасных дорог»
для детей старшего дошкольного возраста.
Разработчик: воспитатель Надеждина Е.И.
Тип проекта: Познавательно-творческий
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
По срокам проведения: долгосрочный
Сроки осуществления проекта: учебный год
Обоснование проекта:
Проблема:
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания. Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. При чём, многие происшествия на дорогах происходят по вине самих взрослых, а ребёнок невольно становится заложником обстоятельств.
Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители служат образцом примерного поведения на дорогах и дети могут оказаться заложниками ДТП.
Именно поэтому своей приоритетной задачей я считаю доступно донести до родителей данную проблему не соблюдения общепринятых правил дорожной безопасности и научить ребенка безопасному поведению на дорогах. А родители должны стать моими партнёрами в обучении детей правилам дорожного движения.
Исходя из вышеизложенного, мною был разработан инновационный образовательный проект «Азбука безопасных дорог» для детей старшего дошкольного возраста, где родители являются активными помощниками в вопросах безопасности.
Поэтому данный проект предусматривает комплексный подход к решению вопроса профилактики детского дорожно – транспортного травматизма.
Актуальность:
Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Актуальность проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) обусловлена ростом дорожно-транспортных происшествий (ДТП), в которых гибнут и получают травмы не только взрослые, но и подрастающее поколение - дети. И в рамках реализации массовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению безопасному участию в дорожном движении федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах» мной разработан и введён в действие проект по ПДД потому, что именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. И всё, что ребёнок - дошкольник усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Поэтому основная задача - обучить детей дорожной грамоте, привить навыки безопасного поведения на дороге и реализовать знания детей через активную творческую деятельность всех участников проекта. Именно поэтому в проекте предусмотрены: непрерывная образовательная деятельность с детьми, развлечения детей и родителей, подготовка и участие в конкурсах по ПДД и постановка сценок и театральных композиций по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди детей, родителей и педагогов.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице, дорогах и в транспорте.
Основная приоритетная образовательная область:
Познавательное развитие.
Задачи приоритетной образовательной области – познавательное развитие:
- Совершенствовать представления детей о правилах безопасного поведения на улицах города;
- Формировать правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры;
- Познакомить с основными терминами и понятиями;
- Развивать внимание, память, быстроту мыслительных действий;
- Расширять познавательный интерес и кругозор;
- Способствовать умению предвидеть возможную опасность и выбрать правильное решение в условиях дорожного движения.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие:
- Повысить уровень психофизиологических качеств, мотивационно – поведенческой культуры;
- Закреплять умения применять полученные знания в играх и в повседневной жизни;
- Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Речевое развитие:
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- побуждать детей поддерживать разговор;
-учить выслушивать собеседника и высказывать свою точку зрения.
Физическое развитие:
- совершенствовать навыки ориентации в пространстве,
- развивать координацию движений;
- формировать основные физические качества.
Художественно – эстетическое развитие:
- развивать творческие способности;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроя.
Ожидаемые результаты:
1. В ДОУ созданы необходимые условия для организации деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста по ПДД.
2. К окончанию проекта
2.1. у ребёнка сформированы:
• алгоритм перехода дороги « остановись – посмотри – перейди»;
• он умеет выбрать способ перехода проезжей части дороги,
• различает пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик);
• знает дорожные знаки, правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.
2.2. у родителей сформирован:
- интерес к проблеме обучения детей дорожной грамоте и безопасному поведению на дороге:
- они активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе ДОУ по вопросам ПДД;
- являются образцом примерного поведения на дорогах и в транспорте (как в личном, так и общественном) для детей и окружающих
- оказывают помощь в организации развивающей предметно-пространственной среды в группе и ДОУ;
2.3. Педагоги:
- имеют накопленный методический, наглядный и дидактический материал по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами дорожной безопасности;
- используют тесный контакт с представителями ГАИ и родителями в вопросах профилактики ДТТ.
2.4. Социальные партнёры:
- заинтересованы в сотрудничестве с ДОУ.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (подбор методической литературы, дидактических, сюжетно-ролевых игр, игровых заданий, музыкальных произведений)
сентябрь 2018г.
2 этап – основной (проведение комплекса мероприятий с детьми и родителями)
октябрь 2018 – май 2019
3 этап – заключительный (спортивно- познавательный досуг «Путешествие в страну Безопасных дорог», посвящённый Дню защиты детей и авторские театрализованные постановки детей по ПДД «Маша и медведь» для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ с целью пропаганды безопасного дорожного движения)
июнь 2019
Реализация данного проекта осуществлялась в соответствии с комплексом мероприятий с детьми и родителями (приложения № 1; № 2), показав хороший результат по истечению срока.
Приложение № 1
Комплекс мероприятий с детьми и родителями
«Азбука безопасных дорог»
План мероприятий с детьми по ПДД
|
в соответствии с тематикой
|
Совместные мероприятия с родителями
|
Сентябрь - 2018 (предварительная работа)
|
Диагностика детей по вопросам дорожной безопасности.
|
Просмотр видео-ролика "Безопасная дорога детям"
|
Октябрь - 2018
|
Просмотр развивающего мультфильма «Учим дорожные правила вместе»
|
НОД «Безопасная дорога»
|
Ноябрь - 2018
|
Разучивание стихотворений по ПДД
|
Викторина «Знаешь ли ты?
|
Декабрь - 2018
|
|
Спортивное развлечение «Мама, папа и я – лучшие пешеходы»
|
Январь - 2019
|
НОД «Уроки улицы»
|
Праздник «Страна зимних дорожных правил»
|
Февраль - 2019
|
НОД «Быстрое колесо»
|
КВН «Внимательный пешеход»
|
Март - 2019
|
|
Спортивно-развлекательный досуг «Запрещается – разрешается»
|
Апрель - 2019
|
Просмотр развивающего мультфильма «Уроки тётушки совы»
|
Творческий конкурс работ из бросового материала «Транспорт»
|
Май - 2019
|
Итоговая НОД по ПДД в форме игры-викторины.
|
Конкурс плакатов по ПДД
|
Июнь - 2019
|
|
Познавательный досуг «Путешествие в страну Безопасных дорог».
Театральная гостиная «В гостях у Маши» (постановка авторских сказок по ПДД «Про Машу и медведя»)
|
Приложение№2
План работы с родителями по ПДД на 2018 – 2019 учебный год
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №163» Надеждина Е.И.
Сентябрь.
1. Родительское собрание: «Взрослый на дороге -пример для детей».
2. Анкетирование «Правила и безопасность дорожного движения», «Осторожно, дорога».
3. Ширма-передвижка «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
4. Систематизировать совместно с родителями оформление «Уголков безопасности» и «Воспитываем пешехода».
5. Видеосюжеты-ситуации с родителями «Безопасные дороги – детям».
Октябрь.
1. Консультация «Обучение дошкольников правилами дорожного движения в семье»
2. Памятка родителям по обучению детей ПДД «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».
3. Выставка литературы по обучению детей ПДД.
4. Показ комплексного открытого занятия «Безопасная дорога».
Ноябрь.
1. Тестирование «Что я знаю о правилах дорожного движения».
2. Викторина совместно с детьми: «Знаешь ли ты?».
3. Консультация «Совместная деятельность ДОУ и семьи по вопросам обучения дошкольников ПДД.
Декабрь.
1. Беседа «Безопасность детей на дороге во время новогодних каникул».
2. Спортивное развлечение вместе с детьми «Мама, папа и я- лучшие пешеходы».
3. Консультация: «В машине ребенок!».
4. Родительское собрание (анкетирование) «Ребёнок и дорога».
Январь.
1. Консультация: «Как научить ребенка безопасному поведению на улице?».
2. Сотворчество с детьми: «Уроки улицы!» (рисование).
3. Детский праздник «Страна зимних дорожных правил».
Февраль.
1. ПДД- рекомендации: «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ловушки».
2. Стенгазета: «Маленький пешеход».
3. Ширма-передвижка: «Значение обучения детей ПДД».
4. Конкурс знатоков с участием родителей «Что, Где, Когда?»
5. КВН «Внимательный пешеход» с участием родителей.
Март.
1. Памятка «Правила перехода через дорогу».
2. Беседа родителей-водителей с детьми группы.
3. Спортивно – развлекательный досуг с детьми и родителями «Запрещается – разрешается».
Апрель.
1. Выставка работ из бросового материала «Транспорт».
2. Консультация: «Соблюдение ПДД во время весенних каникул».
3. Рекомендации: «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге».
4. Библиотека в гости к нам: «Азбука движения». (консультация работника областной библиотеки с родителями группы о литературе на данную тему).
Май.
1. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки» (совместно с детьми).
2. Родительское собрание: «Соблюдение ПДД в летний период».
3. Рисование плакатов о ПДД дома с детьми.
4. День открытых дверей. Консультация для родителей «Правила безопасности для детей», «Безопасность на дорогах», «Безопасность в ДОУ».
Июнь.
1 Организация совместного познавательного досуга «Путешествие в страну безопасных дорог».
2 Просмотр детских театральных постановок по ПДД про «Машу и Медведя» (авторские разработки воспитателей МБДОУ «Детский сад № 163» Надеждиной Е.И и Ратниковой И.В.)
Результаты проекта:
На сегодняшний день можно отметить, что данный проект:
- Позволил создать условия для формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города;
- Сплотил всех участников образовательного процесса для поиска новых педагогических технологий для решением проблемы…..;
- Сами родители, педагоги стали примером и образцом дисциплинированного пешехода (водителя) для своих детей и окружающих;
- Дети стали владеть основами безопасного поведения на дорогах. У них сформированы правила дорожной грамотности, как составной части общей культуры;
- А авторские театрализованные постановки (приложение № 3) позволили раскрыть творческие способности и активизировали работу по информационно – пропагандисткому сопровождению деятельности по профилактике ДДТП.
Приложение № 3
Авторские театрализованные постановки с детьми по ПДД
«Маша и медведь» (смотреть Каталог статей стр. 1)
для родителей, педагогов и воспитанников ДОУ
в рамках инновационного образовательного проекта
«Азбука безопасных дорог».
Разработчики:
воспитатели МБДОУ № 163 г.Иваново
Надеждина Е.И., Ратникова И.В.
Цель: пропаганда безопасного дорожного движения среди детей, родителей и педагогов.
- Театральная постановка
«Маша и медведь»
(старший дошкольный возраст)
(по правилам дорожного движения)
- Театральная постановка
«Маша и медведь»
(детское кресло)
|